ТВИСТ ГРОТА - пора с ним разобраться!
Какой он бывает и как его «танцевать» — главные тезисы от 1'Русского Парусного Университета.
Во-первых, надо понять физику процесса, почему и зачем нужен твист?
Отвечаем. Ветер выше по вертикали сильно отличается от ветра на уровне палубы. Это явление неплохо изучено и называется wind shear. На высоте 10-15 метров над уровнем моря ветер больше по силе и зачастую имеет в северном полушарии более правое направление (подарок от Кориолиса!). Соответственно, парус должен быть установлен в верхней своей части под правильным углом в потоке ветра, причем на правом галсе твист должен быть ... (больше или меньше - подумайте сами и впишите правильный ответ).
Чем можно/нужно регулировать твист грота?
Три снасти, в которых главное не запутаться — это гика-шкот, погон гика-шкота и гик-оттяжка. Все снасти должны быть легко идентифицируемы, по возможности промаркированы, хорошо работать в блоках и стопориться в стопорах, иначе все усилия по настройке пропадут втуне.
Как правильно добиться нужного твиста?
Носком правой ноги вы давите окурок, вот так... Стоп, это из другого сюжета! 😊
Настройка твиста — это тонкая и последовательная работа. Обычно, сначала травят гик-оттяжку и затем слегка (!) травят гика-шкот. Затем нужно отрегулировать погон гика-шкота, вполне возможно, что его надо вытащить на ветер от ДП. Смотрим на парус и поведение лодки...
Каковы критерии/индикаторы хорошей настройки твиста грота?
Колдунчики на задней шкаторине грота должны быть расположены вдоль ветрового потока, который сходит с паруса. они не должны заворачиваться на или под ветер.
Вторая снизу лата грота обычно стоит параллельно ДП лодки.
При наличии стакселя передняя шкаторина грота заполаскивает, но не чрезмерно.
А теперь, пожалуй, самый важный критерий — при усилении ветра лодка крениться, ускоряется и стремиться привестись к ветру, но это стремление легко компенсируется рулём.
Посмотрите, как по разному стоят грота на Ракетах-670!