ТРУДНОСТИ ФОРДЕВИНДА,
или почему это так непросто — ходить с попутным ветром!
Попутного ветра! - так яхтсмены по традиции говорят друг другу перед выходом в море. Но это дань традиции, когда парусные суда ходили с прямым вооружением (паруса на реях). А что же сейчас? В чем трудности фордевинда?
Объясняет 1'Русский Парусный Университет.
1. Прежде всего фордевинд — это и курс, и поворот. И что сейчас присходит на лодке всему экипажу приходится понимать в контексте происходящего в конкретный момент времени. И тут надо не зевать...
2. Современные яхты медленно и неустойчиво ходят курсом фордевинд, косое вооружение работает на курсе бакштаг — это и устойчивее, и быстрее. Да, да, короче не значит быстрее. Пройдя бакштагами даже с поворотами фордевинд, можно обогнать яхту, идущую по прямой чистым фордевиндом.
3. Главная проблема/возможность — ставим дополнительные паруса. Почему? Потому что мы убегаем от ветра и если дует, к примеру, 12 узлов, а яхта идет 6 узлов, то на парусах остается всего 6 узлов. Маловато будет, можно заряжать больше парусов! Поэтому для полных курсов шьют специальные паруса, площадь которых близка к суммарной площади грота и стакселя, то есть максимум того, что можно поднять на мачте данной яхты.
4. А дальше начинаются скАчки! СкачкИ вымпельного ветра — то его мало, когда яхта разогналась и еще удачно катиться с волны, то вдруг много, когда она в волну уперлась, или догнал сзади шквал, или рулевой подскользнулся и случайно привел лодку к ветру! Здесь нужна быстрая реакция и взаимопонимание всего экипажа. Вовремя немного потравить паруса на полном курсе — это большое искусство, которое приходит с опытом.
5. Траектория поворота фордевинд принципиально отличается от траектории поворота оверштаг, темп пересечения линии ветра абсолютно разный — при повороте оверштаг надо пересечь линию как можно быстрее, а вот при повороте фордевинд это надо делать предельно аккуратно и спешка тут не нужна. Отдельная дискуссия о том, что делать с гротом, добирать и травить или перебросить за шкоты? Вопрос творческий и зависит, конечно, от конструкции и размеров конкретной яхты, а также от мастерства и опыта шкотового на гроте или питмена.
6. В отличии от лавировки, гда встали на курс, настроили паруса и все на открен, объем работы с парусами и рангоутом на полном курсе огромный. Требуется постоянная подстройка под ветер, курс и волнение. Красота, а главное, скорость!, требуют жертв.
7. Ну и напоследок, как всегда, наше любимое. Все полные курсы когда-то заканчиваются и надо вовремя и правильно поставить паруса для острых курсов и убрать поставленные дополнительные паруса, иначе либо в берег, либо потери по дистанции. И тут кутерьмы хватает...
Пройтись полными курсами со спинакером можно на тренировках 1'РПУ.